ТЕРРИТОРИЯ МУЗЫКИ

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ

Часть2. ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ М.В. ЛЫСЕНКО

Именно эта простота подчеркивает виразовисть народной мелодии. Рассмотрим несколько песен.

«Ой не миры, мисячэньку» - это песня-романс, выдержана в гармоничном в миноре с преобладанием тонико-доминантовой гармонии, фортепианная партия только поддерживает мелодию. Интересна инструментальная прелюдия (по размерам она почти равна самой песни), где композитор сделал интересное отклонения в параллельный ми-бемоль мажор. Печально тона поэзии соответствует и музыка обработки (113).

«Ой ходила девушка каемочкой» - танцевальная по жанру. В небольшом фортепианном вступлении создано танцевально-шутливый фон, на котором разворачиваются образы песни. Особенно интересны натурально-ладовые обороты: трезвучие VII натурального степени-тоника (114).

«Песня о Куперьяна» («Собралась кумпания») имеет своеобразное происхождение: это так называемая цеховая песня. В ней рассказывается о быте городских ремесленников, которые в XV-XVI вв. объединялись в товарищества, цеха. Мелодия песни должен шутливо-торжественный характер (115).

Содержание поэтических слов уточняется и комментируется в фортепианном сопровождении: то звучит «застольная песня», то иллюстрируется суета, переполох общества, то появляется ряд других образных штрихов. В пяти куплетах песни композитор постепенно усложняет и варьирует гармонию.

В хоровых «десятках» Лысенко глубоко раскрывает ладогармоничну природу народных песен. Здесь он полнее соединяет принципы профессионального искусства с характерными особенностями народного многоголосия (неполные трезвучия, унисон окончания, движение параллельными трезвучиями). Обработки хоровых песен мужского или смешанного хора сделаны только для одного куплета.

Однако в творчестве Н. Лысенко заметна и тенденция к разнообразной обработки нескольких куплетов одной песни, то есть к индивидуализации отдельных ее образов. «Верховина, свет ты наш» является именно таким образцом обработки фольклорного мелодии. Благодаря различной обработке каждого из куплетов песни характер, порядок и фактура ее просветляется. К тому же здесь соединяются два жанра - лирическую песню и Коломыю.

Обработки украинских народных песен были для Лысенко, творческой лабораторией. Он не только изучал фольклор, пропагандировал его, научно исследовал, но и разрабатывал и формировал национально-народную основу музыкального языка своего творчества.

3. РОМАНСЫ

В активе Николая Витальевича Лысенко - более 100 романсов. Показательно, что творческий путь художника начался с сольной вокальной музыки. К ней он обращался и далее в течение почти всей жизни. Больше романсов композитор написал в 60-80-е годы, а затем во второй половине 90-х и в 1900-е годы. Два периода в романсовый творчества Лысенко - это два этапа его художественных поисков. В 60 - 80-е годы Лысенко обращается к поэзии Тараса Шевченко. Уже в первых двадцать произведений в этом жанре, написанные в консерваторский период (за два года), показали появление новой оригинальной творческой личности. Чем привлекла Лысенко поэзия Великого Кобзаря? Прежде глубокой народностью, правдивостью изображения событий, страстным революционным пафосом, искренностью высказывания. Для ранних романсов Лысенко выбрал тексты, в которых говорится о тяжелой женской доле, социальное угнетение.

В романсе «Ой одна я, одна» передано жалобу девушки-сироты, которая не испытала счастья, не почувствовала тепла родительского дома и не имеет будущего. Уже в фортепианном вступлении композитор представляет попевки-зерна, в которых содержится музыкальная характеристика образа (116).

Мелодия романса, хотя и авторская, не народная, но насквозь пропитана духом народной музыки. Толчком для такого музыкального прочтения была сама поэзия Шевченко. Здесь находим ладоинтонащйни обороты из лирических песен, песен-романсов и плача (ходы на широкие интервалы с постепенным их заполнением, прыжки мелодий к VII повышенной степени в миноре, обороты с IV повышенной степенью в миноре т.д.).


Другие статьи по теме:

- Украинские патриотические песни
- Украинских свадебная музыка
- Музыканты-исполнители, музикологы, издатели.
- С. С. Гулак-Артемовский (1813-1873 pp.)
- Золотой век церковной музыки.

Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - введите символы с картинки (регистр имеет значение):

Linkin Park презентовали новый сингл

Linkin Park выложили онлайн первый сингл со своего нового альбома «Living Things». Релиз новой, пятой пластинки «Living Things» запланирован на 26 июня 2012 года на лейбле «Warner Bros. Records».

ПОДРОБНЕЕ

На фестивале Kubana-2012 выступит группа KORN

Наверное, справедливо будет сказать, что хэдлайнера такой величины и такого уровня на KUBANA еще не было! Легендарная «кукуруза» возвращается в Россию на Полуостров Свободы.

ПОДРОБНЕЕ

Zero People выпустили дебютный видео-клип

Группа Zero People (голос и клавиши Animal ДжаZ) наконец представили широкой общественности клип на песню «Успеть сказать». Разработку идеи и ее реализацию взяли на себя молодые питерские мастера из Pocket Studio известные, в частности, клипом на песню «Teddy Picker» группы Arctic Monkeys.

ПОДРОБНЕЕ
Читайте нас в Twitter
Свежие новости RSS
ПОДПИСКА: