ТЕРРИТОРИЯ МУЗЫКИ

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ

Национальная природа музыки Вилла-Лобоса

Национальная природа музыки Вилла-Лобоса настолько очевидна, что не нуждается в особых доказательствах. Это тот случай, когда индивидуальное и национальное сливаются в нераздельном органическом единстве. «Народная мелодия, — пишет А. Муриси, — входит в музыку Вилла-Лобоса как естественное событие, как пейзаж, субъективно. Она только намек, не тема... Вилла-Лобос пользуется ей как коллективной собственностью (res nullis)... Он делает с нею то, что хочет. Он не фольклорист, а творец, который вдохновляется фольклором». Приведем также высказывания самого композитора по этому поводу: «Я не фольклорист, фольклор меня не заботит. Моя музыка такая, какая есть, ибо именно так я ее чувствую. Я не охочусь за темами. Я пишу свои произведения как чистую музыку. Я отдаюсь на волю своего темперамента. Мою музыку находят слишком бразильской! Это прежде всего потому, что она отражает бразильское мироощущение. Это есть и мое мироощущение; у меня не могло бы быть иного... Почти все мои музыкальные темы — моего собственного сочинения. Когда же, как, например, в „Шорос", я использую какую-нибудь народную тему, то я всегда преобразую ее в соответствии со своим темпераментом... Я чувствую их так же, как русский чувствует песни ямщиков из „Петрушки"».

Проиллюстрируем эти положения некоторыми примерами из сочинений композитора. В вокальной «Кантилене» в мелодии цитируется песнопение африканских рабов из штата Баиа, записанное фольклористом Содре Вианой. Отметим легкое глиссандирование голоса на малую терцию и секунду, что свойственно манере пения североамериканских негров.

Примером симбиоза различных исходных музыкальных культур может служить пьеса «Пирога скользила» (№ 14 из цикла «Сиранды»), в котором народная креольская мелодия диатонического плана сочетается с остинатной синкопированной фигурой афробразильского происхождения. Гармонизация мелодии преимущественно увеличенными трезвучиями производит несколько диковатое впечатление и усиливает экзотичность музыки. Однако, если бы эта мелодия была представлена с традиционным сопровождением, пьеса не вышла бы за рамки фортепианной транскрипцией. По воле же автора она приобретает черты оригинального сочинения.


Другие статьи по теме:

- Юлий Коссак, Теодор Яхимович, Рафаил Гадзевич, Мункачи.
- Концерт для фортепиано с оркестром
- Сосенко, Бойчук, Кульчицкая, Северин.
- Устиянович, Копыстенский.
- Засурдиненные тромбоны

Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - введите символы с картинки (регистр имеет значение):

Linkin Park презентовали новый сингл

Linkin Park выложили онлайн первый сингл со своего нового альбома «Living Things». Релиз новой, пятой пластинки «Living Things» запланирован на 26 июня 2012 года на лейбле «Warner Bros. Records».

ПОДРОБНЕЕ

На фестивале Kubana-2012 выступит группа KORN

Наверное, справедливо будет сказать, что хэдлайнера такой величины и такого уровня на KUBANA еще не было! Легендарная «кукуруза» возвращается в Россию на Полуостров Свободы.

ПОДРОБНЕЕ

Zero People выпустили дебютный видео-клип

Группа Zero People (голос и клавиши Animal ДжаZ) наконец представили широкой общественности клип на песню «Успеть сказать». Разработку идеи и ее реализацию взяли на себя молодые питерские мастера из Pocket Studio известные, в частности, клипом на песню «Teddy Picker» группы Arctic Monkeys.

ПОДРОБНЕЕ
Читайте нас в Twitter
Свежие новости RSS
ПОДПИСКА: