ТЕРРИТОРИЯ МУЗЫКИ

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ

Золотой век церковной музыки.

Самым лучшим центром музыкальной культуры в Украине был Киев со своей Академией, в которой процветала прежде всего музыка вокальная, главным же церковная. О том, как высоко стояла тогдашняя вокальная культура в Киеве, дают показания и чужестранцы. (Один иностранный посол при дворе подивляв двохоровий украинское пение, которым приветствовали царя Петра, который возвращался из-за границы.) Киев был еще и тем центром, который, принимая достижения западной культуры и чуждые влияния, умел их превратить и воплотить в своеобразной форме в собственную культуру. Киев познакомил Украины с произведениями Палестрины, Баха и Скарлатти. Украина первая между восточнославянскими нациями принимает к церковной музыке форму так называемых «концертов». Но, принимая чужие, в частности же итальянские влияния, она умеет их усвоить и зукраинизуваты - как говорит проф. Д. Антонович - еще с XVII в. И только с такой преобразованной уже, украинизированных атмосферы мог выйти и скристализуватися в нашей музыке то так называемый «итальянский стиль» (с передовыми представителями Бортнянским, Березовским и Веделем), который одновременно выпер тех слепых, внекритического подражателей и пропагандиста штудерних эффектов итальянщине, на которых так-то сетует киевский митрополит Болховитинов, что они «хотели удивлять слушателей больше концертов симфонией, переминюючы церковь охотнее на итальянскую оперу».

Импонирующую появление и деятельность Дмитрия Бортнянского (род. в 1751 г. в Глухове, умер в 1825 г. в Петербурге), что вместе со своими современниками Максимом Березовским и Артемия Веделя творит «золотом веке» (как ее называет д-р Б. Кудрик ) в истории украинской церковной музыки, является отдельной эпохой, одним из самых светлых моментов нашего музыкального прошлого и будущего, хотя мы сами еще толком не освободились из взгляда, Бортнянский был только великим реформатором церковного пения в России. Ибо хотя Бортнянский еще мальчишкой попал в чужую среду в придворную капеллу в Петербурге, хотя от молодости учился у итальянца Галуппи, сначала в Петербурге, а потом находился за границей - в Венеции, Болонье, Риме или Неаполе, хотя, вернувшись 28-летним мужчиной в Петербург, работал там до смерти как директор придворной капеллы, - и оторванность его от родного среды не затирка в нем тех удельных, переданных ему вековой традиции украинской музыкальной культуры признаков и свидетельствует о его украинскость в музыке. Ибо если Бортнянский в церковно-вокальной музыке, имея опоры на украинскую музыкальную традицию, становится сильной гениальной индивидуальностью, сумела превратить чужие итальянские влияния високооригинальним способом в совершенно новую выражением форму, то, наоборот, в музыке инструментальной, светской (следовательно, там, где не имел уже такого духовного опоры) он идет уже по следам итальянцев, как тот же Галуппи, Сарти и др.. Ли, например, Моцарт должен быть менее немецким потому только, что тоже улягав воздействиям итальянщине, что его стиль является лучшим составом итальянской мелодичности с немецкой глубиной мысли?

Музыкальное наследие Бортнянского большая: 35 чотироголосних концертов, называемых обычно «псалмами», 10 двохорних концертов, 14 чотироголосних «Тебе Бога хвалим» (4 чотироголосних, 10 двохорних), 29 чисел отдельных литургических песнопений, трехголосная литургия, «духовные трио» на женский хор с рефреном смешанного хора, гармонизации церковных полу: киевского, болгарского, греческого и др.. Церковно-вокальный стиль Бортнянского является верхушкой того, что в той области достигнуто. Русский духовный композитор Компанейський говорит о концертах Бортнянского, что «они писаны с таким мастерством и чистотой голосоведения, выражением и красотой мелодии, архитектоникой формы, притом с такой естественной простотой, что в той высоты не поднялся, видимо, никакой вокальный композитор в мире». Произведениями Бортнянского, как и несравненным избавят уровнем придворной капеллы (что тоже было заслугой Бортнянского) увлекался Берлиоз. Ходят слухи, что сам Бетховен, который, видимо, не раз заходил в церкви св. Варвары в Вене, также подивляв высокое искусство Бортнянского.

Музыка Бортнянского, композитора большой славы при жизни, рядом официального, правительственного рекомендации НЕ принялась в Московии и не стала популярной. Русские композиторы упрекали его, так же как позже Чайковскому, «итальянщину», мягкость и слащавость (Глинка прозвал его иронически «Сахар Медович Патокин»). У нас значение Бортнянского для нашей культуры еще не нашло соответствующего понимания и признания. Вызванное оно односторонним, узким, а то и фальшивым взглядом на суть национализма в музыке, который часто ошибочно идентифицируется с творчеством в народном духе. Национальный стиль данного композитора может быть независимым от народной музыки. Но Бортнянский как лучший, самый высокий вицвит украинской музыкальной культуры и ее традиции всегда останется указателем той высокоразвитой потенции украинского духа, что в сутках порабощения украинского народа духовно господствовал над своими угнетателями.


Другие статьи по теме:

- ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ М.В. ЛЫСЕНКО
- Песни украинских исполнителей
- СВАДЕБНЫЕ ПЕСНИ
- С. С. Гулак-Артемовский (1813-1873 pp.)
- Творчество И.С. Баха в Веймарский, Кеттенський и Лейпцигский период

Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - введите символы с картинки (регистр имеет значение):

Linkin Park презентовали новый сингл

Linkin Park выложили онлайн первый сингл со своего нового альбома «Living Things». Релиз новой, пятой пластинки «Living Things» запланирован на 26 июня 2012 года на лейбле «Warner Bros. Records».

ПОДРОБНЕЕ

На фестивале Kubana-2012 выступит группа KORN

Наверное, справедливо будет сказать, что хэдлайнера такой величины и такого уровня на KUBANA еще не было! Легендарная «кукуруза» возвращается в Россию на Полуостров Свободы.

ПОДРОБНЕЕ

Zero People выпустили дебютный видео-клип

Группа Zero People (голос и клавиши Animal ДжаZ) наконец представили широкой общественности клип на песню «Успеть сказать». Разработку идеи и ее реализацию взяли на себя молодые питерские мастера из Pocket Studio известные, в частности, клипом на песню «Teddy Picker» группы Arctic Monkeys.

ПОДРОБНЕЕ
Читайте нас в Twitter
Свежие новости RSS
ПОДПИСКА: